Турецкие заметки. Часть 1. Знакомство со Стамбулом. 30 марта 2019г.

Турецкие заметки.  Часть 1. Знакомство со Стамбулом. 30 марта 2019г.

Турция - страна контрастов. Плотно застроенные города и просторы безлюдных долин, степи  и разной высоты горы, море, безлюдные берега и оживленные курортные  зоны, ухоженные спальные районы и жалкие, грязные лачуги, сверкающие новые небоскребы и древние развалины, шумные рынки и тихие , спокойные салоны с чем угодно. В общем, здесь каждый индивидуум  может найти себе занятие по душе, если ему не мешать и если он знает, где искать.    Кроме всего прочего, страна большая, объектов очень много, переезды достаточно длительные. За один раз все посмотреть невозможно. Поэтому сюда стоит возвращаться.    Я попробую изложить то, что мы увидели в мартовско - апрельской поездке. Так как это мой первый визит в Турцию, думаю, я многое пропустил.
 Итак, мы прилетели в Стамбул, в аэропорт имени Сабихи Гечкён.  Это азиатская сторона города, до центра примерно  50 км, а до отеля 110 км.  Отель оказался в дальнем пригороде Стамбула под названием Камбургас,  на европейской стороне , на северном берегу Мраморного моря. Самолет сел в 6 утра,  было воскресенье, дороги , как и у нас в выходной, были пустые.  Доехали относительно быстро до отеля, поселились примерно к 12.00.
 Гулять вокруг отеля не хотелось, было холодно  и ветрено, да и морем евпаторийского типа нас не удивишь.  И мы группой решили провести с пользой свободное время.
 На заказном автобусе в сопровождении местного гида поехали на экскурсию в Стамбул. Это было первое и пожалуй , наиболее сильное впечатление. Люблю профессионалов.  Гид оказался настоящим профи.  Спокойно, с улыбкой, на хорошем русском языке,  он нам по дороге за час разложил весь огромный город по полочкам.А город и правда огромный - 15 млн. населения всех мастей, с пригородами 20 млн.
 Лучший способ задобрить туриста - это вовремя его накормить.  Наш первый объект - ресторан Мармарис под Галатским мостом.

Галатский мост. Нижняя часть, прогулочно-ресторанная.
Ресторан Мармарис
Голодные туристы в предвкушении

Галатский мост - это первый по счету от пролива Босфор мост через бухту Золотой рог.

Первый мост -Галатский

Мост представляет собой двухэтажную конструкцию, на первом этаже которой расположена прогулочная зона и рыбные рестораны, а на втором этаже осуществляется автомобильное и трамвайное движение. Длина моста 484 метра, ширина — 42 метра, центральная часть моста длиной 80 метров разводная. Это уже пятая конструкция моста, построенная в 1992 - 1994 гг.   С моста открывается прекрасный вид на восток на пролив Босфор и на запад на бухту Золотой рог.

Выход из бухты Золотой Рог в Босфор

Ресторан нам подобрали турецкие коллеги, с которыми мы договаривались. Кормили нас разными салатами, рыбой и бурекасами или Сигара берёк  - слоеное тесто, свернутое в трубочку и поджареное во фритюре, начинка - белый сыр и яйцо.

Сигара Берёк

Было вкусно и красиво. Сразу создали праздничное настроение. Понимают, что важно первое впечатление. Немного забегая вперед, хочу сказать, что еда в уличных ресторанах очень выгодно отличается в лучшую сторону от еды в отелях.       В этот день, вернее в полдня были запланированы холм Пьер Лоти с канатной дорогой и шикарным видом на Стамбул, церковь-музей Карие с византийскими фресками и мозаиками XI -XIV веков и морская прогулка по проливу Босфор. Естественно , планы планами, а реальность берет свое.      На Пьер-Лоти решили уже не ехать. Появилось много транспорта , начались пробки, и мы просто уже не успевали. Поехали в монастырь Хора или церковь Карие (церковь Христа Спасителя).    Надо отдать должное турецким водителям. Мы ехали на 30-местном автобусе. В районе Хора улицы очень узкие. Когда водитель нас высаживал на перекрестке, объехать его уже никто не мог. Машин десять стояло за автобусом, водители терпеливо ждали , пока десантирование закончится. Было пару сигналов,  но скорее для того , чтобы подогнать пассажиров, которые после выхода из автобуса тут же останавливались на проезжей части и глазели по сторонам.

Снаружи церковь Карие несколько невзрачна и зажата зданиями. Но внутри она поражает воображение. Мы успели войти до 16.30 ( время окончания работы кассы). И долго не могли выйти. Завораживает.

Церковь Карие

Внутреннее убранство монастыря погружает посетителей в волшебную византийскую сказку. Можно любоваться мозаичным великолепием без устали, не замечая течения времени, которое здесь словно бы останавливается.    В дословном переводе на русский язык «Хора» означает «за поселением». Когда-то район, в котором византийцы в 5 веке выстроили церковь, территориально еще не был присоединён к Константинополю, то есть находился за его пределами. Поэтому религиозной обители было присвоено такое наименование. Религиозным место это было всегда, но вот предназначение его  изменялось за годы существования. Изначально Хора возводили как церковь, спустя некоторое время ее перевели в статус монастыря, а позднее здесь и вовсе основали мечеть.  Над галереей возвели минарет, но византийские фрески со стен удалять не стали, а поступили проще: мозаичные шедевры скрыли под толстым слоем побелки, благодаря чему они смогли сохраниться до наших дней.

Реставрацией мечети занялись американские исследователи только в конце 40-х годов 20 века. Побелку аккуратно удаляли и восстанавливали фрески в течение долгих 10 лет. И вот наконец-то в 1958 году музей открыл свои двери для первых посетителей, в настоящее время с древнего сооружения сняты религиозные функции: сегодня Хора это музейный комплекс, носящий названиемузей Карие.   Большинство мозаик и фресок, сохранившихся в здании музея, датируется 11 веком. Мозаичные шедевры по красоте и великолепию ничем не уступают внутреннему убранству самых знаменитых христианских церквей Византии. Большая часть изображений – это иллюстрации библейских сюжетов. Такого больше не делали нигде во всём мире! Иллюстративные фрески появились на стенах церкви примерно в 14 веке, когда проводилась масштабная реконструкция святыни. Основная тематика их – это жизнь Христа: история его рождения, детства, служения. Также многие мозаичные картины изображают жизнь Богоматери. Мозаичные полы и стены производят неизгладимое впечатление на туристов и вызывают желание возвращаться сюда снова и снова. Особого внимания заслуживает потолочная мозаика, покрытая позолотой. Некоторые фотографы просто ложатся на пол, чтобы это запечатлеть. Не запрещается.

Очень достойный объект, желательно не пропускать.     Совсем недалеко от церкви Карие  находится еще одна сказка Востока - мечеть Михримах - Султан, построенная в 1562-1565 гг по заказу любимой дочери султана Сулеймана и Роксоланы  Михримах, изящная снаружи и сказочно красивая внутри. Мы в ней не были, не успевали, к сожалению. Оставим на следующий раз, как и многое другое.

Мечеть Михримах

Подгоняла  следующая аттракция - кораблик по Босфору. Пришлось даже сдвинуть на полчаса старт, не успевали к назначенному ранее времени. Практически все экскурсионные суда отправляются от пристани Эминоню между  Галатским мостом и Метромостом "Золотой рог" с южной стороны бухты.  Обычно морская прогулка длится 2 часа. Суда большие, двухпалубные. Внутри закрытая палуба, наверху открытая. Внизу есть бар, где горячие турецкие парни могут вам продать что -нибудь типа кофе , воды или сока. На борту есть туалет. В общем , все комфортно, даже не качает. Еще и рассказывают, где мы идем. Для нашей группы в 26 чел был зафрахтован отдельный кораблик, так что с местами проблем не было. Был ветер , но это не помешало.    Что могу сказать. Интересно первый раз. Потом хочется все, что видел с моря, рассмотреть поближе. Прыгали дельфины, но этим нас не удивишь. Мимо проходили огромные сухогрузы в Черное море. Это впечатляет.    Прошли мимо дворца и мечети Долма-Бахче. С моря не впечатляет. Вблизи просто шедевр. Прошли под Босфорским мостом. После попытки военного переворота 15 июля 2016г этот мост переименовали. Теперь он называется Мост мучеников 15 июля. Первое название  - Ататюркский мост. По мосту идет шоссе Истанбул. Конструкция впечатляет.  Длина моста 1560 м., ширина 33 м. Пространство между опорами -1074 м. Высота опор 165 м , Высота моста над уровнем моря 64м . Мост считается 4 по счёту мостом в Европе и 7 мостом по длине в мире. Переезд через мост платный. Для пешеходов закрыт.

Босфор

За мостом на азиатской стороне на высоком холме Чамлыджа высотой 263 м свежевыстроенная шестиминаретная мечеть Чамлыджа, самая большая в Стамбуле. Открыта 7 марта 2019г. Может вместить 63000 чел. Там же шикарная видовая площадка.

Мечеть Чамлыджа

Проходим под Босфорским мостом. Ширина моста 33м, высота над водой  - 64м.

Босфорский мост

Совсем немного не дошли до следующего моста - Султана Мехмеда Фатиха.   Он такой же по конструкции и параметрам. Чуть короче. Построен в 1988 году. По нему идет кольцевая объездная дорога.  Есть еще два тоннеля под водой, но их с кораблика не видно

Мост Султана Мехмеда Фатиха

Назад шли поближе к азиатскому берегу. Европейская сторона сильно застроена, мало зелени. Азиатская сторона более коттеджная, много частных домов и деревьев.  Еще немного, и увидели бы стамбульский закат.

Вид на район Султанахмет, мечети Ахмета и Сулеймана.

После выхода с кораблика на сушу состоялось наше первое знакомство с Египетским базаром. Находится недалеко от пристани. Зашли чисто поглазеть.

Египетский базар

Колоритно. Глаза разбегаются. Щербет успели попробовать. Вкусная штука самых разных видов и цвета.  Продавцы угощают, иногда весьма навязчиво..   Здание построено в 1664 году и назначение его с тех пор не изменилось. Узловая точка на пути из Азии в Европу.
 Это всего лишь полдня. Вечером начались пробки. К 20.30 вернулись в отель. Опоздали на ужин. Но это нестрашно. Потом нам его компенсировали. Зато познакомились со Стамбулом, подготовились к дальнейшим впечатлениям. Все самое интересное дальше.